Россия,115093, Москва,
1-й Щипковский пер., 20.

+7 (495) 959-66-49 (редакция/бухгалтерия),
Эл. почта: khleb@khlebprod.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНО О ЗЕРНЕ, МУКЕ И ХЛЕБЕ

Image

Российский союз пекарей

Ещё раз о фальсификации, контрафакте и недоброкачественной продукции

 

В конце октября 2018 г. Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию под председательством С.Ф. Лисовского, первого заместителя председателя Комитета, провёл круглый стол на тему «О мерах по продвижению сельскохозяйственной продукции отечественных производителей на внешние рынки. Практика работы во Всемирной торговой организации. Проблемы фальсификации пищевой и сельскохозяйственной продукции». В круглом столе приняли участие представители всех отраслей АПК, в том числе А.И. Гуревич, президент Российского Союза мукомольных и крупяных предприятий.

Была рассмотрена одна из острейших проблем – фальсификация пищевой и сельскохозяйственной продукции, требующая незамедлительного решения. В настоящее время на отечественном рынке продовольствия в обращении находятся значительное количество контрафактной, фальсифицированной и недоброкачественной продукции, которое создаёт серьёзную опасность для потребителей. Установлено, что фальсификация осуществляется в основном путём подмены дорогого сырья на более дешёвое. Россельхознадзор считает, что «... фальсификация пищевой продукции является крайне серьёзным экономическим преступлением, приводящим не только к обману покупателей и возникновению угрозы для их здоровья, но и явлением, искажающим экономику продовольственного рынка. Фальсификация сырья и готовой продукции должна рассматриваться как один из наиболее опасных видов мошенничества», поскольку при этом создаются благоприятные условия для недоброкачественной конкуренции, что приводит к стагнации, потере экспортного потенциала отечественных производителей продовольствия и, соответственно, к падению инвестиционной привлекательности отрасли.

Для внутреннего рынка вопрос борьбы с оборотом некачественной муки, вырабатываемой мини-мельницами, стоит достаточно остро. Данная проблема корнями уходит в 1990–2000 гг., когда на волне развития малого предпринимательства, без знаний, опыта, необходимой квалификации и соответствующей техники многие захотели себя попробовать в хлебопечении и в мукомольной отрасли.

В итоге на рынок хлынул поток низкокачественной, дешёвой муки, производимой кустарными мельницами. При этом мощности индустриальных мельниц, переоснащённых при поддержке государства высокопроизводительным оборудованием, оказались не востребованными.

И сегодня ситуация не изменилась. В настоящее время индустриальные предприятия загружены менее, чем на 50%, и вынуждены производить не более 60% муки, потребляемой в стране.

Основная задача, которую ставят перед собой мини-предприятия – это получение прибыли любой ценой за счёт дешёвого зерна, отсутствия контроля, использования примитивных технологий, ухода от налогов и отсутствия прозрачности. Сегодня никто не сможет точно сказать сколько мини-мельниц в России. По некоторым данным, число всех мельниц в России превышает 7000, а в 1990-х годах в России их было 385. Такой ситуации нет ни в одной развитой стране.

Однако вопрос стоит не в количестве предприятий, а в том, что большинство из них не учтены, работают по «серым» схемам, не соблюдают технические регламенты и требования Правил организации и ведения технологического процесса, нарушают ГОСТы.

Разительный контраст в этом плане наблюдается у ведущих европейских стран, например, у Франции и Германии. Так, во Франции создание и открытие новых мельничных предприятий возможно лишь после согласования с правительством, а все вопросы увеличения производительности мельниц и перераспределения объёмов производства муки регулируются механизмом квотирования. Контроль за выполнением мельницами постановления Минсельхоза Франции возложен на Главное управление по налогам. Любой отказ или препятствование осуществлению проверок налоговыми органами влечёт за собой штрафные санкции.

В России дела обстоят по-другому. Индустриальные мукомольные предприятия не в состоянии конкурировать с мини-мельницами по стоимости конечной продукции и вынуждены продавать высококачественную продукцию по убыточным ценам, что ведёт к их разорению. На лицо – стагнация отрасли.

Обсудив все выявленные проблемы в рамках поставленной темы участники круглого стола единодушно пришли к выводу, что необходимо осуществить комплекс мер, направленных на выявление фактов реализации фальсифицированных продовольственных товаров, включая совершенствование законодательства, в том числе Закон «О защите прав потребителей». Исходя из этого, участники круглого стола выработали рекомендации по борьбе с фальсификацией пищевой и сельскохозяйственной продукции и направили их в Правительство РФ:

  • ускорить подготовку и внесение в Государственную Думу ФС РФ проектов федеральных законов: «О внесении изменений в Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и Кодекс РФ «Об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности за нарушение требований технических регламентов, предъявляемых к пищевой продукции»; «О внесении изменений в Уголовный Кодекс РФ и Уголовно-процессуальный кодекс РФ в целях усиления мер противодействия обороту фальсифицированной пищевой продукции»; «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях в части усиления мер противодействия обороту фальсифицированной пищевой продукции»;
  • разработать меры, направленные на повышение эффективности контрольно-надзорных функций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в части выявления и пресечения оборота фальсифицированной пищевой продукции:
  • рассмотреть возможность наделения Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору полномочиями по осуществлению федерального государственного контроля за пищевой продукцией животного и растительного происхождения в целях выявления фальсифицированной пищевой продукции.

Этой же проблеме было посвящено и совещание у Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева, которое состоялось 31.10.2018 г. На совещании обсуждался вопрос создания в РФ единой системы обеспечения безопасности и прослеживаемости животных, растений, продукции животного и растительного происхождения.

Д.П. Патрушев, министр сельского хозяйства РФ, выступил с докладом об обеспечении населения страны качественными и безопасными пищевыми продуктами животного и растительного происхождения и необходимости наращивания объёмов экспорта российской пищевой продукции, а также о мерах, направленных на решение указанных задач.

Для решения проблемы реализации некачественных, а также фальсифицированных товаров, предлагалось создать единую информационную систему прослеживаемости пищевой продукции на базе администрируемой Россельхознадзором федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии, одним из компонентов которой является система ветеринарной сертификации «Меркурий», действующая на всей территории РФ с 1.07.2018 г. За 4 мес работы было оформлено более 400 млн сертификатов и организована прослеживаемость всех подконтрольных товаров, за исключением готовой пищевой продукции.

Д.П. Патрушев обратил внимание на важность анализа получаемых данных, который должен стать основой для принятия надзорными органами управленческих решений, прежде всего, по вопросам контрольно-надзорных мероприятий.

Указанные предложения в целом были поддержаны Д.А. Медведевым.

А.В. Гордеев, заместитель Председателя Правительства РФ, подчеркнул важность данных решений: «Унификация всех существующих специализированных ведомственных платформ в единую государственную информационную систему позволит, с одной стороны, радикально повысить эффективность государственного контроля производимой продукции, с другой, – обеспечит дополнительные условия для развития честной конкуренции и поддержки добросовестных предпринимателей. Это позволит защитить наших потребителей от некачественных и небезопасных продуктов питания, вытеснить с рынка фальсифицированную продукцию и её недобросовестных производителей».

По результатам совещания были даны поручения по изучению возможности интеграции имеющихся информационных систем и по разработке предложений по усилению административной ответственности за нарушение требований технических регламентов, предъявляемых к пищевой продукции, вплоть до изъятия технологического оборудования, используемого для производства соответствующей продукции.

Реализация принятых решений будет способствовать обеспечению населения качественными и безопасными продуктами питания, повышению уровня экспорта сельскохозяйственной продукции и решению проблемы фальсификации пищевой и сельскохозяйственной продукции.

Надеемся, что осуществление намеченных мер на государственном уровне позволит справиться с наличием контрафактных, небезопасных для потребителей, хлебопродуктов и в мукомолье.