Россия,115093, Москва,
1-й Щипковский пер., 20.

+7 (495) 959-66-49 (редакция/бухгалтерия),
Эл. почта: khleb@khlebprod.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНО О ЗЕРНЕ, МУКЕ И ХЛЕБЕ

Image

Российский союз пекарей

Проблемы кредитования российской зернопереработки

 

Российское мукомолье длительное время испытывает системные проблемы, не позволяющие осуществить масштабную модернизацию производства на основе современного оборудования и технологий. Не в последнюю очередь это обусловлено очень слабой государственной поддержкой отрасли.

Минсельхоз России совместно с Российским Союзом мукомольных и крупяных предприятий (РСМКП) разработали Программу развития отрасли на период до 2020 г, в которой чётко определены основные направления развития отечественного мукомолья.

В программе также предусмотрены меры по финансированию предприятий отрасли для закупки зерна в целях обеспечения трёхмесячного запаса сырья и по кредитованию долгосрочных мероприятий, связанных со строительством высокотехнологичных производств, реконструкцией, заменой оборудования, реализацией программ по экономии сырья и топливно-энергетических ресурсов. Программой предусматривалось финансирование через коммерческие банки при поддержке государства следующих мероприятий:

  • разработка новой техники отечественными машиностроительными предприятиями за счёт кредитов – в течение 5–8 лет под 3,5% годовых;
  • реконструкция производства – 8–10 лет под 3–5% годовых;
  • строительство новых высокотехнологичных производств, в том числе биоэтанольных – 8–10 лет под 3% годовых;
  • мероприятия по экономии сырьевых ресурсов – до 3 лет под 3–5% годовых.

Однако на протяжении всего срока, прошедшего с момента  принятия Программы, средства со стороны государства на предусмотренные мероприятия практически не выделялись. По этой причине материально-техническая база многих индустриальных предприятий пришла в ещё более неудовлетворительное состояние, а износ основных фондов, построенных во времена СССР, достиг 70–80%.

Несмотря на отсутствие государственной поддержки, ряд предприятий отрасли, за счёт мобилизации собственных финансовых ресурсов и коммерческих кредитов, проводят модернизацию, обеспечивающую соответствие производств передовым современным требованиям. Однако это не массовое явление, так как предприятия мукомольно-крупяной промышленности длительное время находятся в сложных финансово-экономических условиях. В настоящее время подавляющее число товарных мельниц находятся на грани выживания. Средняя рентабельность по отрасли составляет всего 0,5%.

Сводить концы с концами и обеспечивать хлебопекарные производства высококачественной мукой позволяло товарным мельницам субсидирование процентной ставки по кредитам. Однако с 2017 г. этот механизм отменён и в настоящее время со стороны государства имеется задолженность по выплатам субсидий за 2016 г. и даже за 2015 г.

В 2017 г. в АПК был введён новый порядок государственной поддержки – льготное кредитование, который, в соответствии с нормативными документами, распространяется и на мукомолов. Но фактически большинству предприятий отрасли было отказано в льготных кредитах, а в дальнейшем ситуация ещё более усугубилась – уполномоченным банкам было дано распоряжение вообще прекратить приём заявок от переработчиков.

Понимая остроту проблемы и возможные отрицательные последствия для производства и обеспечения потребителей качественной безопасной мукой, РСМКП неоднократно обращался в Минсельхоз России по вопросу погашения задолженности предприятиям отрасли по субсидиям за 2016 и 2015 гг. Соответствующие письма были направлены и в адрес Правительства, однако положительных сдвигов не произошло.

После многократных обращений Союза Минсельхоз России, всё-таки, провёл ряд совещаний под руководством первого заместителя министра сельского хозяйства РФ Д.Х. Хатуова, по результатам которых должностным лицам были даны соответствующие поручения. Во исполнение этих поручений РСМКП представил в Минсельхоз России документы предприятий, в которых было обосновано существование задолженности. К сожалению, до настоящего времени этот вопрос не решён и имеющиеся задолженности не погашены.

По данным Росстата, в последние годы в России происходит динамичное сокращение объёмов производства муки: в 1,5 раза меньше, чем предусмотрено законодательно установленными нормами. Но это, конечно, не так. И можно уверенно заявить, что вместо качественной муки на рынок в больших объёмах поступает контрафактная мука кустарных мини-мельниц.

Продукция этих производителей, выработанная, как правило, из низкокачественного сырья, без контроля со стороны надзорных органов, не только не соответствует даже элементарным требованиям по качеству, но и небезопасна для здоровья населения из-за наличия в недопустимых количествах химических веществ, остаточных элементов от применения средств защиты растений, таких как ртуть, органические пестициды, микробиологические загрязнители и другие вредные примеси, которые накапливаясь в организме людей, приводят к тяжёлым заболеваниям.

В 2017 г. негативные тенденции стали активно нарастать не только в мукомольной отрасли. Отсутствие должной поддержки со стороны переработчиков, выразившееся в сокращении объёмов закупок зерна в период его массовой уборки, ударило по фермерам.

Рекордный урожай 2017 г., которым по праву так гордится страна, оказался невостребованным переработчиками из-за хронического дефицита оборотных средств на закупку сырья. Это не замедлило сказаться на уровне цен на внутреннем рынке страны: в результате существенного снижения закупочных цен на зерно на фоне невиданного валового сбора фермеры стали зарабатывать существенно меньше, чем было в предыдущие, не столь благополучные годы.

Союз мукомолов своевременно отреагировал на возникающую угрозу. Ещё до окончания уборочной кампании, в ноябре 2017 г., Союз предложил Минсельхозу России недорогой для бюджета, но весьма эффективный механизм по снятию с рынка «горячих» 3 млн т зерна. При этом государству необходимо было затратить всего 700 млн руб. для субсидирования уполномоченных банков, но эти мероприятия позволили бы приостановить снижение рыночных цен на зерно и поддержать фермеров.

Но предложение Союза мукомолов не было поддержано. К сожалению, дальнейшие события подтвердили правоту РСМКП. Более того, ситуация стала ещё более усугубляться не только из-за низких цен, но и вследствие дефицита свободных ёмкостей для хранения зерна в ряде зернопроизводящих регионов. Это вызвало рост потерь из-за нерационального использования зерна.

При этом Союз обращал внимание на наличие примельничных зернохранилищ (всего их примерно 23 млн т единовременного хранения), которые стоят полупустыми и способны принять зерно мукомольных кондиций.

Ежегодно мукомольно-крупяные предприятия закупают зерно у фермеров на сумму около 200 млрд руб. Эти средства на протяжении года в любом случае будут потрачены, что очевидно для всех. Однако сроки, в течение которых будет происходить закупка сырья, существенно влияют на уровень закупочных цен и в настоящее время не соответствуют ни ожиданиям сельхозтоваропроизводелей, ни интересам переработчиков, так как ведут к недополучению прибыли и у тех, и у других.

Государственные органы, действующие в условиях жёсткого дефицита свободных денежных средств, пытаются поддержать фермеров, ограничивая при этом финансирование перерабатывающей отрасли. На наш взгляд, это недальновидный подход. Ведь совершенно очевидно, что выделенные переработчикам денежные средства в течение короткого времени перейдут к крестьянам в качестве оплаты за зерно. Таким образом, льготное кредитование мукомолов – это прежде всего поддержка товаропроизводителей зерна.

Решение комплекса перечисленных проблем позволит повысить финансовую устойчивость предприятий отрасли, создаст условия для их модернизации и повышения качества и безопасности вырабатываемой муки, из которой производится основной продукт питания россиян – хлеб и хлебобулочные изделия.