Россия,115093, Москва,
1-й Щипковский пер., 20.

+7 (495) 959-66-49 (редакция/бухгалтерия),
Эл. почта: khleb@khlebprod.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНО О ЗЕРНЕ, МУКЕ И ХЛЕБЕ

Image

Российский союз пекарей

Российский зерновой союз

Саморегулируемая организация «Союз хранителей зерна»

Федеральным законом от 1.12.2007 г. № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях» предусмотрено создание в Российской Федерации саморегулируемых организаций (СРО).

СРО - это самостоятельная инициативная некоммерческая организация, основанная на членстве не менее 25 субъектов предпринимательской деятельности (производство товаров, работ, услуг), имеющая свой стандарт и правила работы. СРО разрабатывает и утверждает правила этой деятельности, регламент вступления в СРО, организует профессиональное обучение, аттестацию работников, сертификацию произведённых товаров, работ и услуг, анализирует деятельность своих членов.

Таким образом, предприятиям агропромышленного комплекса предоставлена возможность, создав соответствующую саморегулируемую организацию, самостоятельно формировать общие требования к своей деятельности, определять порядок их соблюдения и внедрять соответствующие механизмы контроля и ответственности за их нарушения. Членами СРО могут быть элеваторы, хлебоприёмные предприятия, хлебные базы, комбинаты хлебопродуктов, оказывающие владельцам зерна услуги по определению качества зерна, веса (массы), его очистке, подработке, хранению и отгрузке (отпуску).

Выгода создания СРО очевидна. При управлении деятельностью предприятий посредством СРО повышается оперативность влияния на хозяйственные процессы, ускоряется реакция на изменяющуюся внешнюю среду, устраняются лишние звенья во взаимодействии с организациями аналогичного профиля, вследствие того, что все процессы протекают в хорошо знакомой сторонам единой сфере профессиональной деятельности.

Очевиден выигрыш от этого процесса и государства, так как оно, передавая часть контрольных функций СРО, высвобождает человеческий и финансовый ресурсы.

Для реализации предоставленных Федеральным законом от 1.12.2007 г. № 315-Ф3 возможностей Российский Зерновой Союз (далее - РЗС) инициировал создание СРО «Союз хранителей зерна». Помимо общих целей, стоящих перед СРО
в соответствии с положениями Федерального закона, Союз хранителей зерна призван решать специфические задачи зернового направления, такие как привлечение инвестиций для модернизации предприятий, использование складских свидетельств РЗС на зерно как инструмента для увеличения объёмов хранения зерна на складах, изучение и внедрение опыта работы российских и зарубежных зерновых товарных складов, создание третейского суда организации, уточнение правил сертификации товаров, работ и услуг и т.д.

Важнейшим аспектом деятельности СРО «Союз хранителей зерна» является право направлять в органы государственной власти заключения о результатах проведённых независимых экспертиз проектов нормативных правовых актов, участвовать в обсуждении проектов федеральных законов по вопросам, связанным с предметом саморегулирования, вносить на рассмотрение органов государственной власти предложения по формированию и реализации государственной политики и осуществляемой органами местного самоуправления политики в отношении предмета саморегулирования, оспаривать любые акты и решения органов государственной власти, нарушающие права и законные интересы членов СРО, обеспечивать информационную открытость деятельности организации и т.д. РЗС планирует создать СРО «Союз хранителей зерна» уже в 2015 г.

Инициатива РЗС направлена на то, чтобы данная норма получила статус Закона Российской Федерации.

РЗС разработал пакет документов, необходимых для государственной регистрации СРО «Союз хранителей зерна», в том числе устав, учредительный договор, проекты стандартов, правила саморегулирования, положение о компенсационном фонде и др.

Однако, несмотря на совершенную очевидность взаимных выгод от создания СРО, опыт реализации подобных мероприятий в бизнес-сообществе показывает, что создание подобных союзов начинает активизироваться только после принятия соответствующего законодательства, делающего их обязательными для исполнения.

В настоящее время документы, регламентирующие участие в отдельных видах хозяйственной деятельности (прежде всего, взаимодействие с государственными органами), находятся в стадии разработки и согласования, хотя история создания СРО предприятий, занимающихся хранением зерна, насчитывает уже более 10 лет.

Ещё в начале ХХ! в. РЗС выступил с инициативой использования эффективного, хорошо зарекомендовавшего себя и активно используемого сельскохозяйственными товаропроизводителями в США, странах Европы, а также в государствах с переходной экономикой (Болгарии, Венгрии, Словакии, Казахстане) инструмента - Складских свидетельств на зерно (ССЗ), позволяющих гармонизировать отношения всех участников аграрного рынка. Являясь ценной бумагой (п. 3 ст. 912 ГК РФ), ССЗ может обращаться на рынке и позволяет вместо продажи зерна в период массового предложения и низких цен получить от банка кредитные ресурсы и пополнить свои оборотные средства. При весеннем повышении цен на зерно сельскохозяйственный товаропроизводитель возвращает кредит, проценты по кредиту и реализует зерно по рыночным ценам.

Обращение ССЗ способствовало повышению доступности и снижению стоимости привлекаемого банковского кредита, реализации зерна в период высоких цен, расширению масштабов хранения зерна, привлечению новых клиентов для обслуживания банками, повышению надёжности обеспечения и возврата кредитов и, вследствие этого, обеспечивало выгоды как для сельскохозяйственного товаропроизводителя, так и для предприятий-хранителей зерна и кредитных организаций.

Федеральный закон «О двойных и простых складских свидетельствах» дважды рассматривался Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. В 2003 г. Государственная Дума приняла Закон в редакции, предложенной согласительной комиссией. Однако Совет Федерации отклонил Закон. Основной причиной этому послужило критическое заключение Главного государственно-правового управления Администрации Президента Российской Федерации. Против также выступил полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Совете Федерации.

Основным замечанием при обсуждении Закона было несоответствие ряда его статей нормам Гражданского Кодекса Российской Федерации.

Несмотря на попытки Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации устранить возникшие разногласия путём решения проблем в процессе работы согласительной комиссии, претворить в жизнь указанный закон не удалось.

Следующей попыткой создания условий для развития рынка зерна, эффективного функциони-рованиязерновых складов, их объединений, само-регулируемых организаций стала разработка проекта закона «О зерновых товарных складах общего пользования».
Данный Федеральный закон был призван регулировать отношения, возникающие в связи с приобретением и прекращением статуса зерновых товарных складов общего пользования и СРО, их деятельностью (в том числе при выдаче, обращении и погашении складских документов на зерно), с осуществлением взаимодействия зерновых товарных складов, СРО, поклажедателей зерна, держателей складских документов на зерно, органов исполнительной власти и местного самоуправления, иных юридических и физических лиц.

Несмотря на то, что важность данных мероприятий трудно переоценить, проект закона «О зерновых товарных складах общего пользования», предложенный для обсуждения Министерством сельского хозяйства РФ ещё в сентябре 2011 г., до настоящего времени не согласован.

На сегодняшний день инициатива создания СРО «Союз хранителей зерна» исходит от РЗС и находит отклик у тех предприятий хлебопродуктов и элеваторов, которые стремятся обеспечить свою деятельность в строгом соответствии с действующим законодательством, максимально эффективно организовать работу по приёму, хранению и отпуску зерна, участвовать в хранении зерна Государственного интервенционного фонда (ГИФ), Росрезерва, торгах Национальной товарной биржи, экспортных операциях.

Однако значимой поддержки в создании СРО «Союз хранителей зерна» со стороны Агентства Росрезерва и Департамента регулирования агропро-довольственного рынка Министерства сельского хозяйства РФ пока нет, хотя именно эти ведомства должны быть заинтересованы в тщательном отборе предприятия для исполнения государственных заказов по хранению зерна Росрезерва и Государственного интервенционного фонда.

Тем не менее, уже сейчас можно с высокой степенью уверенности предположить, что в ближайшей перспективе начнётся активное создание СРО на базе структурированных компаний и сельскохозяйственных холдингов, элеваторов и хлебоприёмных предприятий, прошедших добровольную сертификацию услуг проводящих сертификацию зерна и продуктов его переработки, субъектов предпринимательской деятельности - участников зернового рынка.

Наряду с введением стандарта или нормативнотехнического акта по добровольной сертификации услуг, на предприятиях-субъектах предпринимательской деятельности должны получить распространение добровольная сертификация зерна и продуктов его переработки, разработка и лоббирование законодательных актов по улучшению кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей, по регулированию тарифов РЖД и прочих ведомств, а также страхование зданий и сооружений, производимых ими работ и сдаваемого под складские свидетельства зерна.

Пакет учредительных документов и проект закона РФ « О зерновых товарных складах общего пользования» размещены на сайте РЗС www.grun.ru в разделе «Деятельность РЗС», подразделы «Саморегулирование хранителей» и «Нормативная база».