Россия,115093, Москва,
1-й Щипковский пер., 20.

+7 (495) 959-66-49 (редакция/бухгалтерия),
Эл. почта: khleb@khlebprod.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНО О ЗЕРНЕ, МУКЕ И ХЛЕБЕ

Image

Российский зерновой союз

 

Р.Х. Хайретдинов, начальник отдела технического регулирования Российского Зернового Союза

Федеральным законом от 30.12.2020 г. № 520 внесены изменения в закон Российской Федерации от 14.05.1993 г. № 4973-1 «О зерне», а ст. 17 предусмотрено создание Федеральной государственной информационной системы прослеживаемости зерна и продуктов переработки зерна (далее ФГИС «Зерно») в целях обеспечения учёта объёма зерна при их обращении, а также в целях ликвидации «серого» сектора зерна, осуществления анализа, обработки представленных сведений и информации, а также и контроля за их достоверностью.

На первый взгляд цели кажутся благие, но их практическая реализация вызывает сомнения.

Ввести в действие ФГИС «Зерно» было намечено на 01.01.2022 г., но уже в середине 2021 г. регулятором были внесены изменения в дату вступления в действие данной системы (ред. от 28.06.2021 г. ФЗ-221) на 01.07.2022 - государственный мониторинг зерна, включающий в себя анализ и оценку объёма, и потребительских свойств зерна, произведённого на территории Российской Федерации (ст. 16.), на 01.09.2022 – внесение сведений в целях оформления товаросопроводительного документа на партию зерна, а также положений ст. 18.-18.

Сельхозтоваропроизводители и хозяйствующие субъекты, деятельность которых связана с производством, хранением, реализацией и переработкой партий зерна, серьёзно обеспокоены тем, что, несмотря на то, что до вступления положений Закона, даже с учётом переноса сроков вступления положений отдельных статей, остаётся менее года, до настоящего времени система ФГИС «Зерно» как не была представлена пользователям, так и не проходила никаких тестовых запусков. Учитывая глобальный масштаб планирующихся изменений и потенциальное количество транзакций, представители зернового комплекса серьёзно обеспокоены как технической возможностью разработки, тестирования и запуска системы в такие короткие сроки, её бесперебойным функционированием, так и в большей степени готовностью участников рынка к работе с данной системой.

В настоящий момент ни сельхозтоваропроизводители, ни элеваторы, ни переработчики, ни экспортёры зерна в основной массе не имеют никакого представления о вводимых требованиях и будут не в состоянии их удовлетворить. Такое положение ведёт к тому, что с 1.09.2022 г. участники рынка зерна либо будут вынуждены нарушать требований Закона, что в свою очередь приведёт к привлечению их со стороны контрольно-надзорного органа к административной ответственности, либо будет вынуждены приостановить свою деятельность.

Серьёзное опасение вызывает также очень детальные и сложные к исполнению требования по введению данных в систему ФГИС «Зерно».

Внесение в систему огромного массива данных занимает продолжительное время, что непременно повлечёт за собой эффект «наслаивания» данных в ФГИС и сбой в работе любого предприятия.

Нормативный правовой акт к ФГИС «Зерно» – проект Постановления Правительства РФ «О Порядке создания, развития и эксплуатации Федеральной государственной информационной системы прослеживаемости зерна и продуктов переработки зерна, правилах регистрации и представления сведений и информации в Федеральную государственную информационную систему прослеживаемости зерна и продуктов переработки зерна (включая сроки, формы и форматы представления сведений и информации, требования к обеспечению доступа к информации, формы и порядок направления запросов о представлении информации, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, перечень размещаемых в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования сведений и информации, а также перечень информации, размещаемой в форме открытых данных» постоянно претерпевает изменения и на сегодняшний день не имеет окончательной редакции.

Также вызывает опасение наличие и готовность аккредитованных лабораторий к определению потребительских свойств зерна для каждой партии в оперативном порядке, как того требует Закон.

В результате во время уборки ни у сельхозтоваропроизводителя, ни у любого принимающего предприятия, не имеющего своей аккредитованной лаборатории, не будет возможности определять «потребительские свойства» партий день в день, что автоматически ведёт к нарушению сроков введения данных в систему.

Доступность государственных аккредитованных лабораторий и их ресурс крайне ограничены, с подобной нагрузкой в пик уборки они просто не справятся, что повлечёт за собой сбой в работе зернового комплекса.

Также не полностью понятен механизм работы в случаях несоответствия партий зерна по качеству.

Закон предписывает проведение государственной экспертизы в каждом подобном случае. Однако в настоящее время у контролирующих органов отсутствуют инструменты и рабочие ресурсы для оперативного исполнения требования, что повлечёт за собой увеличение финансовой нагрузки на бизнес: простой транспорта, потенциальную порчу груза, возвраты, необходимость переоформления товаросопроводительной документации.

В настоящее время все подобные случаи регулируются отношениями между сторонами грузополучатель – грузоотправитель, а государственный контроль вовлекается в арбитражных случаях при доказанной необходимости утилизации партии при несоответствии показателей безопасности.

В нормативно-правовом акте к ФГИС «Зерно» – проекте Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении порядка и сроков оформления товаросопроводительного документа на партию зерна или партию продуктов переработки зерна в Федеральной государственной информационной системе прослеживаемости зерна и продуктов переработки зерна» (п. 7 главы II) до сих пор не определён срок оформления товаросопроводительного документа и продуктов его переработки (СДИЗ).

В ФГИС «Зерно» не определён какой из видов фальсификации будет отнесён к фальсификации: количественный, ассортиментный или квалиметрический.

Критически малые сроки запуска системы ФГИС «Зерно» ставят под огромный риск функционирование всего зернового рынка РФ по всем направлениям, так как до настоящего времени отсутствуют понятные и обоснованные механизмы, а также целая часть процедур, необходимых для полноценного функционирования системы.

Вместе в этим, стоит отметит, что на сегодняшний день участники зернового рынка в целом не испытывают больших сложностей с прослеживаемостью.

Вся информация о потребительских свойствах зерна и продуктах переработки доступна и следует из товаросопроводительных документов, поступающих с сырьём (зерном). Она также доступна в Декларациях о соответствии и товарнотранспортных накладных на каждую партию.

Исходя из данных Росстата за 2020 г., согласно протоколу расчёта стандартных издержек по проекту нормативного правового акта только ежегодные суммарные информационные издержки товаропроизводителей по предоставлению сведений и информации во ФГИС «Зерно» составят порядка 585 млн руб., а разовые информационные издержки за регистрацию в системе – более 36 млн руб.

И это без учёта затрат хозяйствующих субъектов зернового комплекса на проведение лабораторных исследований партий зерна и продуктов его переработки на качество, безопасность и потребительские свойства, а также ожидаемых затрат товаропроизводителей зерна на проведение экспертизы, транспортировку, хранение и утилизации изъятых партий зерна в случаях выявленного их несоответствия требованиям законодательства.

По оценкам Российского Зернового Союза, внедрение системы приведёт к росту издержек сельхозтоваропроизводителей на 25–50 млрд руб./ год, что, в свою очередь, увеличит конечную стоимость готовой продукции для потребителей.

По мнению Российского Зернового Союза, правоприменительная практика должна быть направлена на минимизацию затрат бизнеса в данной сфере деятельности, на сокращение и устранение административных и организационно-технических барьеров участникам рынка зерна.