Россия,115093, Москва,
1-й Щипковский пер., 20.

+7 (495) 959-66-49 (редакция/бухгалтерия),
Эл. почта: khleb@khlebprod.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНО О ЗЕРНЕ, МУКЕ И ХЛЕБЕ

Image

Российский союз пекарей

Развитие экспорта муки в современных условиях

В завершившемся сельскохозяйственном сезоне 2016/17 г. Россия стала мировым лидером по экспорту пшеницы. Российский экспорт составил 27,2 млн т пшеницы, против 25,7 млн т за предыдущий сезон 2015/16 г. Но пока российские зерновые экспортируются преимущественно в виде сырья, как и многие другие виды наших ресурсов. Стоит отметить, что РФ не входит в число крупных экспортёров муки. В 2016 г. наша страна экспортировала всего 240 тыс. т муки (320 тыс. т в зерновом эквиваленте), что составляет чуть более 1% от экспорта зерна пшеницы. В последнее 10-летие Россия наращивала экспорт зерна, и вышла на лидирующие позиции в мире, но теперь надо обратить внимание и на экспорт муки. Безусловные мировые лидеры на рынке пшеничной муки – Турция и Казахстан, и это происходит в ситуации, когда Россия является для Турции ключевым источником сырья (пшеницы). С точки зрения стратегии развития АПК Россия должна достигать амбициозной цели – стать одним из ведущих игроков на мировом рынке муки.

Мировой рынок

Общий объем мирового экспорта муки за последние годы достиг почти 16 млн т. Мировая торговля мукой находится на восходящем тренде с сезона 2012/13 г., когда она была на низком уровне в 12,65 млн т. Отметка в 12 млн т была впервые превышена в сезоне 2007/08 г., а уровень в 14 млн т – в сезоне 2011/12 г.

Мировой экспорт пшеничной муки в период 2011–2017 г., млн т

В февральском отчёте Международный совет по зерну (IGC) повысил прогноз мировой торговли мукой в текущем сезоне на 600 тыс. т до уровня 16,1 млн т. Согласно прогнозам IGC, мировое потребление пшеницы для продовольственных целей продолжит расти. В сезоне 2017/18 г. оно составит 502,9 млн т, что на 6,7 млн т или на 1,4% больше, чем в сезоне 2016/17 г. (496,2 млн т). Потребление пшеницы на душу населения незначительно повысится до 66,9 кг/год. Ожидается, что наибольший рост произойдёт в развивающихся странах Азии и Африки, где численность населения продолжает быстро увеличиваться, а продукты на основе пшеницы становятся всё более популярными.

Сегодня крупнейшими экспортёрами муки являются Турция, Казахстан и страны ЕС, а также США и Канада.

У Турции, как лидера мировой торговли мукой, в сезоне 2015/16 г. объём поставок составил около 5 млн т. По прогнозам IGC, в 2016/17 г. экспорт муки из этой страны увеличится до 5,4 млн т. Доля Турции в мировом экспорте пшеничной муки составляет 33,5%. Ключевое преимущество Турции заключается в выгодном географическом положении для осуществления поставок на Ближний Восток и в страны Африки.

Казахстан – второй по величине экспортёр муки в мире. По прогнозу IGC, в сезоне 2016/17 г. экспорт муки из этой страны увеличится до 3,2 млн т, что выше, чем в сезонах 2015/16 г. (3 млн т) и 2014/15 г. (2,385 млн т). Казахстанская мука поставляется в страны Центральной и Средней Азии. Доля этой страны в мировом экспорте муки составляет 19,9%.

Страны ЕС находятся на третьей позиции. В сезоне 2016/17 г. IGC прогнозирует, что экспорт муки из стран Евросоюза увеличится до 1 млн т. В сезоне 2015/16 г. поставки из стран ЕС составляли около 900 тыс. т. Крупнейшие поставщики региона – Германия, Франция и Бельгия, экспортирующие муку в другие страны ЕС (Нидерланды, Австрию, Ирландию). На внутренний экспорт стран ЕС приходится порядка 70% всего оборота муки, оставшиеся 30% вывозятся за пределы Евросоюза и поставляются в Африку – в Анголу и Конго.

 

Турция

Казахстан

Страны ЕС

Аргентина

 

2015/2016 МГ

2016/2017МГ

 

Основные мировые экспортёры пшеничной муки в 2015–2017 гг., млн т

США и Канада ведут активную торговлю в Южной Америке (Бразилии, Боливии и Мексике), а также около 15% пшеничной муки экспортируют в Азию (Малайзию, Индонезию) и в Африку (Танзанию).

Эксперты IGC оценили экспорт пшеничной муки из Аргентины в 2016/17 г. в 850 тыс. т, против 717 тыс. т в 2015/16 г. Стоит отметить, что в 2013/14 г. экспортные поставки пшеничной муки составляли всего лишь 324 тыс. т.

Согласно прогнозу Международного совета по зерну, в 2016/17 г. импорт муки в страны Дальнего Востока оценивается в 4,57 млн т (в сезоне 2015/16 г. – 4,96 млн т, в сезоне 2014/15 г. – 3,94 млн т).

Россия в 2016 г. экспортировала на мировой рынок 237 тыс. т пшеничной муки, что на 10,2% меньше, чем в 2015 г.

 

Экспорт муки из России в 2013–2016 гг., тыс. т

Основными странами по импорту российской муки стали ОАЭ и Китай. Доля ОАЭ в общем объёме импорта российской муки составляет 40,5%, Китая – 20,5%. На третьем месте находится Абхазия с долей импорта 10,8%.

Потенциал России

Россия вполне может стать одним из ведущих игроков на мировом рынке муки, обладая большим техническим потенциалом (мощности мельниц используются менее чем на 50%), а также имея в наличии достаточные объёмы зерна. При этом мука является продуктом с высокой добавленной стоимостью. Она почти в 2 раза дороже зерна, а её производство позволяет не только создавать новые рабочие места, но и отчислять гораздо бо́льшие суммы налоговых сборов.

Для решения этой задачи, в частности, необходимо консолидировать предприятия отрасли. Мукомольная отрасль России представлена в основном локальными игроками, которые практически не имеют возможности самостоятельно выйти на международный рынок и инвестировать в расширение производственных мощностей.

Развитие экспорта продуктов переработки зерновых представляется важнейшим направлением, повышающим эффективность сельского хозяйства РФ, но для кардинального изменения ситуации с экспортом муки необходима государственная поддержка данного направления. Это касается не только увеличения посевных площадей под зерно пшеницы 1-го и 2-го класса, которая нужна для производства муки, но и льготных тарифов на её перевозку, таможенных пошлин, упрощение процедуры и сокращение сроков возмещения НДС, а также инвестиций в модернизацию перерабатывающей промышленности.

В настоящее время ключевыми проблемами российских производителей при продвижении продукции на внешние рынки являются:

  • отсутствие конкурентоспособной системы поддержки экспорта, в том числе отсутствие системы государственного финансирования;
  • отсутствие аналитической базы по основным рынкам зарубежных стран;
  • юридические особенности ведения бизнеса в зарубежных странах;
  • применение зарубежными странами требований и мер, ограничивающих возможность экспорта отечественной продукции;
  • необходимость гармонизации с международными стандартами качества.

Для выхода на международные рынки предприятиям нужна государственная поддержка. Примеры такой поддержки показывают страны, занимающие лидирующие позиции по экспорту муки.

Например, в странах ЕС, действует механизм экспортных субсидий, согласно которому экспортёрам компенсируется разница между внутренней «целевой» ценой и ценой муки на международном рынке.

В Турции внешнеэкономические операции по зерну и продуктам его переработки осуществляют фирмы, уполномоченные Турецким комитетом по зерновым. Это государственная структура, полномочия которой весьма обширны: от установления закупочных цен до назначения компенсационных выплат экспортёрам и компенсаций части издержек на перевозки экспортируемой продукции.

В Казахстане государство также активно содействует развитию экспорта муки, заключает межгосударственные соглашения и разрабатывает государственные меры поддержки. В частности, принят ряд законов, направленных на повышение производства зерна (доступные кредиты, страхование посевов, дотации на защиту растений).

Со стороны российских государственных органов поддержка зерноперерабатывающих предприятий может осуществляться в следующих направлениях:

  • помощь, в том числе и финансовая, для участия в зарубежных выставочных и конгрессных мероприятиях;
  • в продвижении продукции через торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, аппарат атташе по сельскому хозяйству;
  • в обсуждении вопросов доступа продукции на зарубежные рынки в ходе двусторонних переговоров;
  • в учёте интересов отечественных производителей на переговорах в рамках заключения соглашений о свободной торговле между государствами-членами ЕАЭС и третьими странами;
  • в привлечении заинтересованных компаний, в целях продвижения продукции, к участию в межправительственных комиссиях и рабочих группах по торгово-экономическому сотрудничеству.

Реализация этих мер облегчит доступ российских перерабатывающих предприятий к экспортной деятельности, упростит таможенные и административные процедуры, а это, в свою очередь, позволит существенно нарастить темпы роста экспорта муки.