Россия,115093, Москва,
1-й Щипковский пер., 20.

+7 (495) 959-66-49 (редакция/бухгалтерия),
Эл. почта: khleb@khlebprod.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНО О ЗЕРНЕ, МУКЕ И ХЛЕБЕ

Image

Российский союз пекарей

Развитие экспорта муки в современных условиях

Государственная поддержка экспорта

Как показывает анализ мирового опыта, в странах с развитой рыночной экономикой государственное регулирование внешнеэкономической деятельности занимает особое место, которое направлено на эффективную реализацию экспортного потенциала.

Поддержка экспорта за рубежом представляет собой систему взаимодействующих между собой правительственных и неправительственных институтов, к числу которых относятся профильные министерства, ведомства, специализированные агентства, экспертные центры, финансовые структуры и дипломатические миссии.

Меры государственной поддержки, применяемые за рубежом, включают различные организационные и финансовые механизмы.

В России на сегодняшний день стройной системы поддержки экспорта в сфере АПК пока нет, применяются в основном разрозненные инструменты финансового и нефинансового характера. Следует отметить активизацию работы в данном вопросе со стороны органов государственного управления.

В 2016 г. Минсельхоз России разработал приоритетный проект «Экспорт продукции АПК», мероприятия которого включены в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы.

Для работы с экспортёрами по принципу «единого окна» создан АО «Российский экспортный центр» (РЭЦ). Группа РЭЦ – государственный институт поддержки экспорта в области финансовых и нефинансовых мер поддержки, в том числе через взаимодействие с профильными министерствами и ведомствами, осуществляющими функции по развитию внешнеэкономической деятельности Российской Федерации. С 2016 г. в состав Группы РЭЦ вошли АО «Российский экспортный центр», Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР) и АО РОСЭКСИМБАНК.

Основные задачи РЭЦ:

  • участие в реализации государственной политики в области поддержки экспорта;
  • обеспечение доступа экспортёров ко всем видам финансовой и нефинансовой поддержки;
  • повышение информированности бизнеса о мерах поддержки экспорта;
  • реализация образовательных программ для экспортёров;
  • сопровождение запросов экспортёров при работе с профильными ведомствами;
  • координация деятельности торговых представительств Российской Федерации за рубежом в части поддержки экспортных проектов.

С 2012 г. действует Дорожная карта «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта», которая представляет собой комплекс мероприятий, направленных на формирование благоприятного делового климата в Российской Федерации, увеличение числа организаций – экспортёров, наращивание объёмов российского несырьевого экспорта. Исходя из вышесказанного, одной из главных задач государственной стратегии на ближайшие годы должно стать повышение доли несырьевого экспорта, в том числе и в аграрном секторе. При этом речь идёт именно о продуктах переработки АПК с высокой добавленной стоимостью, таких как мука и крупы.

В то же время остаётся круг проблем, с которыми сталкиваются предприятия, экспортирующие муку. Прежде всего, это связано с оформлением документов, необходимых для поставки продукции на экспорт; с получением необходимых разрешений в стране, в которую осуществляется экспорт, а также ряд вопросов, связанных с оценкой контрагентов и привлечением дополнительного финансирования.

Развитие экспорта муки не находит должной поддержки со стороны государственных органов, которые в основном уделяют внимание экспорту зерновых культур.

Например, даже в случае оказания гуманитарной помощи (например, Сирии), Российская Федерация предпочитает осуществлять поставки зерна, а не мукомольно-крупяной продукции.

По мере разработки тематики в «Дорожную карту» вносят новые мероприятия. Появились финансовые инструменты для поддержки экспорта, которые включают кредитование с субсидированной процентной ставкой, а также дают возможность получения государственных гарантий.

В 2016 г. программа была немного скорректирована. Теперь акцент сделан на финансирование иностранных покупателей в рамках заключаемых экспортных контрактов, т.е. речь идёт о кредитовании импортёра российской продукции или банка этого импортёра.

Несколько лет тому назад также был внедрён механизм страховой поддержки экспорта, который включал страхование кредита поставщика и покупателя, страхование рисков по аккредитиву и комплексное страхование экспортных кредитов.

Но как показывает практика, внедряемые меры, направленные на стимулирование экспорта в целом, пока не оказывают серьёзного влияния на рост объёмов экспортируемой муки. Существующая система государственной поддержки экспортёров работает малоэффективно. Нормально функционирует только механизм предоставления экспортных государственных гарантий и субсидирование процентной ставки по экспортным кредитам. Но и эти инструменты недостаточно востребованы и используются в основном крупными игроками экспортного рынка.

На сегодняшний день у предприятий есть общее представление о том, что существуют торговые представительства, профильное министерство, курирующее деятельность торгпредств, Российский экспортный центр, который объединяет меры финансовой и нефинансовой поддержки, но нет чёткого представления, как правильно применить весь этот набор инструментов. Получается, что предприятия во многом ориентируются только на себя, и дело не только в слабой информированности бизнеса. По этой причине многие инициативы просто не находят практического применения. Органам государственного управления и экспортёрам необходимо наладить диалог, который сегодня практически отсутствует или малоэффективен. Органы власти, призванные содействовать экспорту российской продукции, должны более активно информировать о мерах и инструментах, которые могут использовать предприятия в своей экспортной деятельности.

Все меры, направленные на поддержку экспорта, на практике должны применяться в комплексе. Если сравнить государственную поддержку, осуществляемую в России, с европейскими странами, то Россия существенно отстаёт от них по объёмам финансирования. При этом характерно, что около 80% субсидирования ставок по экспортным кредитам приходится на предприятия Центрального федерального округа. В других регионах этот инструмент практически не доступен. Причём, поскольку ресурсы для финансовой поддержки в виде льготных кредитов ограничены и, очевидно, будут доступны далеко не всем, стоит обратить внимание и на другие меры стимулирования, например, на выставочную деятельность и поддержку со стороны торгпредств. Также необходим комплекс мер по поддержке предприятий непосредственно на внешних рынках, поскольку не у каждой компании есть возможность, в том числе и финансовая, содержать штат специалистов во внешнеэкономической сфере, участвовать в бизнес-миссиях или межправительственных комиссиях, которые проходят за рубежом.

Кроме того, необходимо проводить мероприятия по либерализации внешнеэкономического законодательства, упрощению таможенного оформления, а также по минимизации налоговых издержек, в частности, по возмещению НДС.

Российский союз мукомольных и крупяных предприятий полностью поддерживает инициативы, направленные на развитие несырьевого экспорта. Со своей стороны Союз на протяжении длительного периода времени обращался в государственные органы, в том числе и в Министерство сельского хозяйства РФ, акцентируя внимание на том, что существующий производственный задел в мукомольной отрасли позволяет организовать и ежегодно наращивать экспорт муки. При этом, помимо технического потенциала, существуют и иные предпосылки, позволяющие успешно осуществлять этот вид деятельности. В частности, гармонизации нормативной базы иностранных государств с техническими регламентами стран Евразийского экономического сообщества при экспорте муки не требуется, так как соответствующие отечественные регламенты более жёсткие, чем в государствах – потенциальных импортёрах.

Все индустриальные мукомольно-крупяные предприятия прошли сертификацию менеджмента качества по ИСО 9001–2008, на многих из них внедрена система обеспечения безопасности производимой продукции «ХАССП» – концепция, предусматривающая систематическую идентификацию, оценку и управление опасными факторами, существенно влияющими на безопасность продукции. Это позволяет российским мукомольно-крупяным предприятиям обеспечить поставку потребителям, в том числе и зарубежным, безопасной и высококачественной продукции, полностью соответствующей международным требованиям.

Индустриальное мукомолье России располагает большим запасом производственных мощностей. Внутренний рынок позволяет загрузить мощности менее чем на 50%, поэтому предприятиям необходимо искать пути выхода на внешние рынки, где российские товары будут конкурентоспособны как по цене, так и по качеству. Понятно, что проще всего на внешние рынки выходить крупным корпорациям, имеющим устойчивые отношения с зарубежными партнёрами или же тем предприятиям, которые имеют иностранных акционеров или являются дочерними предприятиями зарубежных концернов.

Сегодня покупать российскую муку готовы страны Африки, Юго-Восточной и Средней Азии. Однако нишу по продаже российских продуктов переработки зерна в бывшие союзные республики сегодня занял Казахстан, прежде всего из-за более выгодной логистики. Есть серьёзные основания полагать, что свободные места на рынках дальнего зарубежья, которые пока свободны, могут достаться Турции, которая, кстати, претендует на позицию основного поставщика муки и на индонезийский рынок, куда только что начали выходить предприниматели Алтая.

По нашему мнению, экспорт зерна вполне можно было бы частично заменить экспортом муки.

Для кардинального изменения ситуации с экспортом муки необходимо осуществлять государственную поддержку данного направления на всех уровнях. И в качестве первого шага включить мукомольную и крупяную продукцию в перечень продукции с высокой степенью переработки.

На сегодняшний день, под влиянием сложившейся экономической и политической конъюнктуры, рост экспорта мукомольно-крупяной продукции без применения государством системных мер поддержки невозможен.