Россия,115093, Москва,
1-й Щипковский пер., 20.

+7 (495) 959-66-49 (редакция/бухгалтерия),
Эл. почта: khleb@khlebprod.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНО О ЗЕРНЕ, МУКЕ И ХЛЕБЕ

Image

Российский союз пекарей

История успеха рынка зерна России – история Российского Зернового Союза

 

В 2019 г. Российский Зерновой Союз отмечает 25-летие со дня основания. За эти годы Союз стал крупнейшим отраслевым объединением в аграрном секторе экономики. История Союза – это история превращения России из крупнейшего мирового импортёра зерна в одну из ведущих зерновых держав мира; возрождения производства зерна России, обеспечившего высокие урожаи и уменьшение зависимости от природно-климатических условий; зернового бизнеса, который практически с нуля и без государственной поддержки обеспечил частные инвестиции и создал современную технологическую базу и логистическую инфраструктуру.

Во многом благодаря профессиональной и взвешенной позиции Союза и взаимодействия со странами-импортёрами, его члены и все игроки зернового рынка избежали колоссальных издержек и рисков, сохранили потенциал, обеспечили конкурентоспособность национального зернового бизнеса и создали устойчивую платформу для национального зернового сектора и АПК в целом, реализуя свой девиз: «В интересах отрасли, во благо России!».

Начало пути

За все годы существования Российского Зернового Союза многое изменилось, но одно всегда оставалось неизменным – основной целью организации всегда было и есть защита интересов многомиллионного российского крестьянства, сельхозтоваропроизводителей, как основы зернового рынка страны.

В начале нелёгких 90-х годов ХХ в. у российской зерновой отрасли возникло множество проблем: существовали ограничения на вывоз зерна из регионов; административные барьеры не давали частному бизнесу нормально развиваться; система налогообложения сельхозпроизводства требовала срочных и серьёзных изменений; отсутствовала информация о текущем состоянии рынка и аналитические обзоры о перспективах его развития, что оказывало негативное воздействие на ситуацию на рынке.

Переход от плановой экономики к рыночной сопровождался фактическим отказом государства от поддержки сельского хозяйства, галопирующей инфляцией, ростом импорта готовой, как правило, низкокачественной продукции без учёта интересов национального аграрного сектора и отраслей перерабатывающей промышленности.

При относительно высоких урожаях зерновых в 1991, 1992 и 1993 гг. (89,1; 106,9 и 99,1 млн т, соответственно) Правительство России закупило по импорту суммарно 62,7 млн т зерна, что оказало катастрофическое влияние на зерновой рынок и стало причиной снижения валовых сборов в последующие три года. Одновременно в страну хлынул поток импортной субсидируемой мясной продукции. В середине 90-х годов ХХ в. в Россию по импорту поступило около 18% мирового импорта говядины, до 22% импорта мяса птицы и до 27% импорта свинины.

Неадекватные меры государственного регулирования зернового рынка, в частности, интервенции импортной гуманитарной помощи и существование различных программ по вбрасыванию на рынок иностранной продукции, «убивали» все базовые стимулы для производства зерна и отечественной сельхозпродукции.

Однако были специалисты-практики, в том числе из среды нарождавшегося аграрного бизнеса как в сфере производства, так и торговли, которые были уверены, что Россия, в силу своего географического положения, земельных ресурсов, данных природой и сохранённых прежними поколениями россиян, обречена была быть великой агропродовольственной державой, а восстановление аграрного сектора было возможно и должно было базироваться именно на зерновом производстве.

Именно эти люди 18.08.1994 г. на Учредительном собрании приняли решение о создании некоммерческой организации «Зерновой союз»*, который был зарегистрирован 23.11.1994 г.

Позиция Союза формировалась, исходя из ряда базовых положений, к которым в первую очередь относятся:

  • государственная политика должна ориентироваться на расширении рынков сбыта зерна и поддержании должной доходности его внутреннего производства. Сельхозтоваропроизводители сами произведут требуемые объёмы зерновых, если у них будут рынки сбыта и возможность получать «справедливую» цену за выращенное ими зерно;
  • необходимо снять все избыточные барьеры на рынке зерна – «Рынка – столько, сколько возможно; государства – столько, сколько необходимо»;
  • «профилактика дешевле, чем лечение». Важнее не гасить пожар от принятого государственными структурами решения, а предпринимать меры, которые позволили бы избежать негативных последствий для зернового рынка.
  • Союз и его руководители не ведут каких бы то ни было торговых операций на рынке зерна, чтобы обеспечить доверие к себе участников Союза. Коротко эти принципы заложены в девизе Союза – «В интересах отрасли, во благо России!».

 

Обеспечивая единство экономического пространства рынка

Агроклиматические условия России позволяют выращивать зерно на огромной территории от западных и южных областей Европейской части страны, Поволжья до Южного Урала и Сибири. В этой ситуации эффективность зернопроизводств, особенно удалённых от основных зон потребления и экспортных переходов, стала определять доступность рынков зерна. Была необходима политическая воля к восстановлению единства экономического пространства, и работа в этом направлении стала одной из задач Зернового Союза. Необходимо признать, что процесс шёл достаточно сложно, однако после обращения к Председателю Правительства России В.В. Путину в 1999 г. были даны соответствующие поручения Прокуратуре России и ФАС, и вопрос был решён. В дальнейшем в периоды неурожая возникали отдельные ситуации в регионах, но по инициативе Союза они быстро и эффективно пресекались федеральными органами власти.

Территориальная рассредоточенность производства определяет важность эффективности железнодорожных перевозок. Ключевым вопросом является расширение доступа на рынок зерна из удалённых регионов. РЗС ведёт постоянную партнёрскую работу с ОАО «РЖД» и Русагротранс по вопросам оптимизации и рационализации тарифов на перевозки.

Благодаря этому взаимодействию и выработке сбалансированных решений ушли в прошлое дискуссии о тотальной нехватке зерновозов, обеспечено сокращение сроков оформления заявок и подачи вагонов, которые ранее доходили до 20–30 сут, обеспечена диспетчеризация грузоотправок и экспортных отгрузок в портах, исчезли перманентные ограничения на приём зерновых грузов в портах, в основном снято напряжение в вопросах штрафных санкций. В соответствии с достигнутой договорённостью заработала система дифференцированных тарифов на перевозки (в зависимости от квартального объёма перевозок) с возможностью суммирования объёмов перевозок зерновых и др.

Особое внимание РЗС всегда уделял улучшению вывоза зерна из Сибирского региона, который из-за высоких тарифов на железнодорожные перевозки стал «зерновым тупиком», что крайне негативно отразилось на возможности технологической модернизации и развитии зернового сектора.

В результате обращений РЗС в целях снижения транспортных затрат при перевозке зерна железнодорожным транспортом в течение ряда лет ФСТ России ежегодно подтверждал исключительный тариф в виде понижающего коэффициента 0,5 на перевозки зерна на расстояние, превышающее 1100 км, для внутригосударственного и международного (через порты Дальнего Востока со/на станции СФО и ДФО) сообщения. Начиная с 2007 г., это стало одним из факторов стабилизации аграрного и мукомольного сектора Сибири.

По инициативе Союза были снижены тарифы на перевозки зерна урожая 2017 г. из Сибири. В результате льготных перевозок был обеспечен вывоз из региона более 2 млн т зерна.

РЗС также способствовал установлению исключительных тарифов (с коэффициентами: 0,3 – с 1100 км из СФО; 0,5 – с 300 км из ЮФО и СКФО) на перевозку зерна и продуктов мукомольно-крупяной промышленности железнодорожным транспортом в регионы, пострадавшие от засухи в 2010 г.

По инициативе РЗС, ОАО «РЖД» в 2016 г. ввело понижающий коэффициент 0,889 к действующим тарифам на экспортные перевозки зерновых грузов в вагонах до 600 км включительно. Для стимулирования перевозки зерна железнодорожным транспортом был установлен минимальный уровень ценового предела тарифа (0,5) на перевозки грузов 2-го класса. В целях расширения каналов сбыта зерна в РЖД были направлены предложения по вопросу обеспечения железнодорожных экспортных перевозок российского зерна в направлении зарубежных портов Балтийского моря, в том числе портов Латвии, что позволило восстановить этот канал поставок. Также введён понижающий коэффициент 0,606 на экспортные перевозки зерновых грузов в зерновозах через Самур Северо-Кавказской железной дороги на объём перевозок свыше 1,3 млн т.

С созданием Евразийского Экономического Союза произошли достаточно радикальные изменения в вопросах тарифной политики на железнодорожном транспорте, в том числе введена унификация железнодорожных тарифов при сохранении возможности дифференциации тарифов по родам грузов, типам и принадлежности, степени загруженности вагонов, однако РЗС удалось частично добиться снижения тарифов на дальние перевозки.

Несомненно многие вопросы ещё не решены или полученные решения не в полной мере соответствуют задачам устойчивого развития зернового сектора и рынка зерна. Союз ведёт активную работу по оптимизации тарифов на перевозку РЖД зерна и продуктов его переработки, в том числе на экспертных площадках. РАНХиГС и ФАС подготовлены предложения по введению компенсации на перевозки зерна в рамках проекта отраслевой программы развития экспорта зерна, ведётся работа по развития маршрутных перевозок, при которых тарифная политика должна учитывать специфику рынка зерна. Принципиальной позицией Союза остаётся задача о необходимости перевода зерна из 2-го в 1-й тарифный класс в рамках Прейскуранта № 10-01 «Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами».

 

* См. статью в №6/2019. С. 20–21.