Россия,115093, Москва,
1-й Щипковский пер., 20.

+7 (495) 959-66-49 (редакция/бухгалтерия),
Эл. почта: khleb@khlebprod.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНО О ЗЕРНЕ, МУКЕ И ХЛЕБЕ

Image

Российский союз пекарей

Почему и кому выгодно заменять новыми эффективные общественные организации агробизнеса?

 

О ситуации на рынке общественных организаций АПК России на примере зернового рынка

 

И.Б. Абакумов, издатель портала «Крестьянские ведомости», ведущий рубрики «Аграрная политика» Общественного телевидения России, доцент МСХА им. Тимирязева, задал этот и ряд других актуальных вопросов президенту Российского Зернового Союза А.Л. Злочевскому.

 

Аркадий Леонидович, в 2019 г. ожидается большой урожай зерновых и очередные победные реляции. Но какой на самом деле прогнозируется урожай и в каких регионах? И в целом, так ли всё прекрасно на российском зерновом рынке, как говорят?

Что касается урожая, то всё достаточно традиционно. Мы опираемся на прогнозы, которые, как правило, очень консервативны и у Минсельхоза РФ и у аналитических агентств. С течением времени, если погода благоприятная, то прогнозы резко превышают показатели, заявленные весной. Так было и в рекордном сезоне 2017 г., когда мы собрали 135 млн т, при прогнозе в апреле – мае в районе 112–118 млн т. Кстати, Минсельхоз РФ в тот момент вообще заявлял о 105–110 млн т. В настоящее время Минсельхоз РФ прогнозирует урожай в районе 118 млн т, а аналитики –123–129. Какой урожай получим – жизнь покажет, но сейчас более 17 млн га озимых находятся в неплохом состоянии, а озимая пшеница – это бóльшая часть урожая, что нужно иметь в виду. Яровой сев также проходит ударно. Так, что перспективы вполне радужные, хотя что будет с погодой пока не ясно.

Аркадий Леонидович, насколько точные наши прогнозы? Их уровень по зерновому рынку снизился или укрепился в последнее время?

Ранее отечественные прогнозы были на уровне предположения. Теперь они более точные, и с каждым годом становятся всё более и более достоверными. Потом нужно понимать, что нормальной считается достоверность прогнозов в районе 7080%.

– Кстати, что касается погоды. Сколько лет в России уже не было засухи?

– Аграрная наука оценивает цикличность засух один раз в 11 лет. Последний раз глобальная засуха у нас была в 2010 г., а до этого в 1998 г., т.е. между ними прошло 12 лет. По идее следующую засуху можно ожидать в 2020–2021 гг. Что касается локальных засух, то они происходят ежегодно. Но это не сильно влияет на валовый сбор, поскольку потери компенсируются урожаями других регионов. В целом картина вполне оптимистичная.

А как в этом сельскохозяйственном году обстоит дело с экспортом зерна?

В текущем сезоне экспорт зерна шёл неравномерно. В начале мы имели рекордные темпы вывоза, причём в отдельные месяцы на 20%, и даже на 30% больше, чем годом ранее, когда был рекордный урожай. Сейчас же экспорт резко упал, поскольку рынок «перегрелся»: внутренние цены на фоне снижения мировых цен выросли и вышли за конкурентоспособные значения для экспорта. Поэтому мы и проиграли несколько последних тендеров в Египте – сейчас мы не сможем предложить конкурентоспособную цену.

Мы часто проигрываем тендеры?

Нет, в последнее время не часто. В 2014 г. была ситуация, когда мы начали проигрывать все тендеры подряд. Но нам очень сильно помог обвал рубля, после котрого мы вернули доминирующие позиции нашим поставкам.

Аркадий Леонидович, сейчас появилось много дублирующих общественных организаций в АПК. По-моему, у нас уже 3 общественных организации по зерну: Российский Зерновой Союз, Национальный союз производителей зерна и Союз экспортёров сельхозпродукции. Как Вы считаете, это вызвано объективной потребностью или речь идёт о замене непослушных на послушных?

Надо понимать, что такое сфера лоббизма. Пока мы никак не поймем специфичность этой сферы. Например, в США существует свод законов о лоббизме, в котором детально прописаны условия действий лоббистов и предусмотрены формы их аккредитации в органах власти. В Америке членство в союзах является обязательным, и фермер обязан отчислять в свою ассоциацию, по принципу выращиваемой культуры, определённую сумму с каждого произведённого бушеля зерна. Избежать этого он не может. Затем ассоциации в отдельных штатах, в которые перечисляют свои взносы фермеры, в свою очередь отчисляют средства в  федеральную ассоциацию, в бюджете которой эти отчисления составляют 50%, другие 50% выплачивает ассоциации Минсельхоза США. Благодаря этому, Минсельхоз США имеет право давать ассоциациям или союзам технические задания на осуществление работ, например, задачу продвижения американской продукции на внешние рынки. И это осуществляется на деньги Минсельхоза США, а на деньги фермеров общественные организации защищают только их интересы. Эта система логично выстроена и понятна.

В нашей стране, к сожалению, нет такой логически выстроенной системы лоббизма, поэтому, когда со стороны чиновников начинают поступать команды на выполнение тех или иных действий в интересах органов государственной власти, у любого лоббиста возникает вопрос: С какой стати? «Святая обязанность» каждого лоббиста – защита интересов членов своей организации, поскольку он и работает на те средства, которые ему платят для отстаивания корпоративных или отраслевых интересов. И тут возникает конфликт интересов, так как чиновники считают, что их задачи в приоритете, несмотря на то, что они союзы и ассоциации материально не мотивируют.

– В последние годы у нас, к сожалению, существует эта проблема.

Да, это есть, но, если созданная ассоциация не защищает интересы своих членов, то она им и не очень нужна. В этом случае члены организации будут оплачивать ее деятельность только под давлением, под угрозой каких-либо последствий, но это абсолютный тупик. Такая организация не выдержит конкуренции, хотя нужно понимать, что конкуренция в сфере лоббизма вообще приносит крайне большой вред, распыляя влияние.

А в других странах есть опыт создания параллельных общественных организаций, например, два зерновых или три картофельных союза?

Ранее такая практика была, но сейчас практически изжила себя, поскольку не является продуктивной – конкуренция ослабляет и не даёт возможность выполнять поставленные задачи. Российский Зерновой Союз – зрелая организация, которая эффективно работает в течение 25 лет. Так зачем «изобретать велосипед» и создавать другие общественные организации в этой сфере деятельности? Ответ один – чтобы его ослабить. Значит сильные лоббисты не нужны власти?! А как на счёт предприятий АПК…

10 лет назад именно по решению Минсельхоза был создан Национальный союз зернопроизводителей, однако до сих пор непонятно, чем он все это время занимается. Наш союз это не сильно затронуло, более того, этот сигнал для рынка на самом деле пошёл нам в плюс.

Министры сельского хозяйства и их команды в последнее время меняются слишком быстро. Как сказывается такая ротация на деятельности Российского Зернового Союза?

Конечно, мы ощущаем последствия. С разными командами сотрудничество было различным, но всё же конструктивным. Забавно, что осенью прошлого года Минсельхоз РФ прислал нам уведомление о расторжении договора о взаимодействии, хотя срок его действия истёк аж в 2012 г. И ссылаясь на отсутствие соглашения Минсельхоз отказал в поддержке Зернового раунда – самого массового мероприятия аграрников в России.

Формально они правы. Нет взаимоотношений – нет и поддержки.

Ну, во-первых, взаимоотношения есть, и они, кстати,  не регулировались этим соглашением, а во-вторых, как же мы с 1999-го по 2009 год и после 2012 г. по настоящее время получали эту поддержку в отсутствие соглашения?

Аркадий Леонидович, на сколько я знаю, такое отношение демонстрируется не только к Российскому Зерновому Союзу, но и к Российскому птицеводческому союзу, к Молочному союзу России и др.

Не в этом дело и уж конечно не в личных амбициях. Пока не понятно, как это отразится на рынке. Естественно, мы не скрываем эту информацию. Мы, конечно, не можем точно утверждать, но возможно благодаря отказу в поддержке со стороны Минсельхоза в этом году небывалое количество заявленных участников на Зерновом раунде, да и поддержка других органов власти у нас есть. Посмотрим на реакцию, ведь участники рынка воспринимают подобные сигналы в зависимости от доверия к тому или иному чиновнику, озвучившему их. И если чиновник утверждает, что «эти ребята трудятся не в наших интересах», то, при отсутствии большого доверия к нему, рынок делает вывод - «значит точно в наших…!».

Как было написано на кольце Соломона – «Все проходит, и это пройдёт».