Ответ Минсельхоза РФ на Резолюцию XVII Международной конференции «Мельница – 2019»
На XVII Международной конференции «Мельница-2019», которая прошла в конце сентября 2019 г. в Москве, в Международной промышленной академии, мукомолы России приняли Резолюцию, отражающую наиболее острые и актуальные проблемы российского мукомолья (с текстом резолюции можно ознакомиться на сайте Российского Союза мукомольных и крупяных предприятий sojuzmuka@dol.ru). Резолюция была направлена в Минсельхоз РФ.
Минсельхоз РФ письмом от 25.10.2019 г. (исх. нр. 18/1025) сообщил о принимаемых мерах по решению вопросов, поставленных в Резолюции. Приводим текст ответа МСХ РФ.
Уважаемый Аркадий Иосифович!
Минсельхоз России рассмотрел резолюцию XVII Международной конференции «Мельница–2019», состоявшейся 25–26 сентября 2019 г., и сообщает.
Для реализации постановления Правительства РФ от 28.03.2019 г. № 342 «О государственной поддержке акционерного общества «Российский экспортный центр» (Москва), в целях развития инфраструктуры повышения международной конкурентоспособности организации могут подать заявку в целях финансового обеспечения их участия в международных выставочно-ярмарочных мероприятиях и деловых миссиях.
Также в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.06.2017 г. № 776 «Об утверждении Правил предоставления субсидии из федерального бюджета акционерному обществу «Российский экспортный центр» на финансирование части затрат, связанных с продвижением продукции агропромышленного комплекса на внешние рынки, за исключением выставочно-ярмарочной деятельности», АО «РЭЦ» совместно с Минсельхозом России реализует комплексную программу по продвижению продукции агропромышленного комплекса на внешние рынки.
В целях сохранения и повышения качества зерна необходимо соблюдение технологий выращивания сельскохозяйственных культур от использования качественного посадочного материала, обработки почв, внесения достаточного количества минеральных удобрений до уборки урожая в оптимальные сроки.
В целом по Российской Федерации кондиционность семян яровых зерновых и зернобобовых культур высеянных в 2019 г., выросла с 94,9% (в 2018 г.) до 96,7% (в 2019 г.).
По оперативной информации органов управления АПК субъектов РФ, с 1.01 по 21.10.2019 г. сельскохозяйственные товаропроизводители приобрели 3228,1 тыс. т в действующем веществе (далее – д.в.) минеральных удобрений, что на 435,9 тыс. т д.в. больше, чем в 2018 г. на соответствующую дату. Активная работа по приобретению минеральных удобрений ведётся в Тамбовской области – в 2019 г. приобретено 132,7 тыс. т минеральных удобрений (на 45,3 тыс. т больше, чем в 2018 г.); в Краснодарском крае – 393,1 тыс. т. удобрений (на 47,7 тыс. т больше, чем в 2018 г.) и в Республике Татарстан – 172,7 тыс. т (на 93,8 тыс. т больше, чем в 2018 г.).
В субъектах РФ осуществляется активная подготовка проектно-сметной документации на проведение мероприятий в области известкования кислых почв, а также ведётся работа по регистрации мелиорантов. По данным, представленным органами управления АПК субъектов РФ, до 2025 г. планируется произвестковать 4,1 млн га кислых почв, в том числе в 2019 г. – 157,8 тыс. га, в 2020 г. – 535,7 тыс. га, в 2021 г. – 693,9 тыс. га.
В 2019 г. в программе по известкованию кислых почв будут участвовать 29 регионов. Наибольшие площади планируют произвестковать следующие субъекты Российской Федерации: Республика Татарстан (57 тыс. га); Белгородская область (12,9 тыс. га); Владимирская область (10,2 тыс. га).
Государственная поддержка сельхозтоваропроизводителей осуществляется в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 г. № 717 (далее – Госпрограмма) в виде предоставления субсидий в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства, приведёнными в приложении № 7 к Госпрограмме.
В 2019 г. на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства из средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2018 г. № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» предусмотрено 11,34 млрд руб.
По данным мониторинга ФГБУ «Россельхозцентр», на 16.10.2019 г. доля продовольственной пшеницы в общем урожае достигает 82,2%, что на 10,7% выше, чем в 2018 г. на аналогичную дату.
Предложение о внесении изменений в ст. 32 ТР ТС «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011) в части распространения государственной регистрации на мукомольные и крупяные предприятия неоднократно рассматривалось Минсельхозом РФ совместно с федеральными органами исполнительной власти и не было поддержано в связи с отсутствием достаточного обоснования.
В соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 г., на территории Евразийского экономического союза (далее – Договор, Союз) действуют технические регламенты, устанавливающие обязательные требования к пищевой продукции.
Договором установлено, что технические регламенты в рамках Союза принимаются в целях защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и (или) здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, а также в целях обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
Принятие технических регламентов Союза в иных целях не допускается.
В соответствии с Протоколом о техническом регулировании в рамках Союза (Приложение № 9 к Договору) в технических регламентах Союза с учётом степени риска причинения вреда могут содержаться специальные требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, требования к терминологии, упаковке, маркировке, этикеткам и правилам их нанесения, обеспечивающим защиту отдельных категорий граждан (несовершеннолетних, беременных женщин, кормящих матерей, инвалидов).
Общие требования безопасности пищевой продукции установлены в ТР ТС «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011).
В ст. 4 ТР ТС 021/2011 установлено, что государственная регистрация производственных объектов, осуществляющих деятельность по получению, переработке (обработке) непереработанного продовольственного (пищевого) сырья животного происхождения (далее – государственная регистрация производственных объектов), производит допуск юридического лица или индивидуального предпринимателя к деятельности по получению, переработке (обработке) не переработанного продовольственного (пищевого) сырья животного происхождения.
Положения о регистрации производственных объектов, осуществляющих деятельность по получению, переработке (обработке) не переработанного продовольственного (пищевого) сырья животного происхождения, включены в ТР ТС 021/2011 с учётом анализа степени риска причинения вреда здоровью, в том числе защиты населения от болезней, общих для человека и животных.
В отношении продукции растительного происхождения указанные риски не выявлены.
По вопросу разработки и реализации механизмов государственного регулирования производства муки и крупы, распространение требований ТР ТС «О безопасности пищевой продукции» на мукомольную продукцию сообщаем следующее.
В настоящее время Минсельхоз РФ разрабатывает проект федерального закона «О внесении изменений в Закон РФ «О зерне» и в отдельные законодательные акты РФ» (далее – законопроект).
Положения законопроекта направлены на создание государственной информационной системы прослеживаемости зерна и продуктов его переработки, внедрения механизмов государственного контроля (надзора) за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки, а также выстраивания эффективной системы государственного контроля зерна и продуктов его переработки на всех этапах его производства и оборота, что позволит обеспечить достоверность информации о количественно- качественных характеристиках зерна и продуктов его переработки, а также полную их прослеживаемость «от поля до прилавка».
При этом законопроектом установлено, что обязательные требования к качеству и безопасности зерна и продуктов его переработки устанавливаются, в том числе ТР ТС «О безопасности зерна» (ТР ТС 015/2011) и ТР ТС «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011).
По вопросу актуализации основополагающих документов отрасли хлебопродуктов сообщаем следующее.
Стандартизация – это деятельность по разработке (ведению), утверждению, изменению (актуализации), отмене, опубликованию и применению документов по стандартизации и иная деятельность, направленная на достижение упорядоченности в отношении объектов стандартизации.
Одной из основных целей стандартизации является улучшение качества продукции, выполнения работ, оказания услуг и повышение конкурентоспособности продукции российского производства.
Правовые основы стандартизации в РФ регулируются Федеральным законом от 29.06.2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (далее – Закон о стандартизации).
В соответствии с Законом о стандартизации к документам, разрабатываемым и применяемым в национальной системе стандартизации, относятся:
- документы национальной системы стандартизации;
- общероссийские классификаторы;
- стандарты организаций, в том числе технические условия; своды правил;
- документы по стандартизации, которые устанавливают обязательные требования в отношении объектов стандартизации, предусмотренных ст. 6 Закона о стандартизации.
Стандарт организации – документ по стандартизации, утверждённый юридическим лицом, в том числе государственной корпорацией, саморегулируемой организацией, а также индивидуальным предпринимателем для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг.
Учитывая изложенное, вопросы сохранения качества, безопасной послеуборочной обработки, хранения и переработки зерна, можно урегулировать в рамках разработки соответствующих документов по стандартизации.
Е.Н. Трошина,
врио директора Департамента регулирования рынком АПК.
К сожалению, Российский Союз мукомольных и крупяных предприятий не нашёл в этом письме ответов ни на один из вопросов, поставленных в обращении мукомолов.