Россия,115093, Москва,
1-й Щипковский пер., 20.

+7 (495) 959-66-49 (редакция/бухгалтерия),
Эл. почта: khleb@khlebprod.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНО О ЗЕРНЕ, МУКЕ И ХЛЕБЕ

Image

Российский зерновой союз

Информация для производителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции

 

Р.Х. Хайретдинов, начальник отдела технического регулирования РЗС

Осенью 2020 г. в Российской Федерации вступили в законную силу новые законодательные и нормативно-правовые акты.

РЗС предлагает ознакомиться с двумя такими нововведениями представителям аграрного сектора экономики и всех заинтересованных сторон.

Постановлением Правительства РФ № 1304 от 29.08.2020 г. «Положение о государственном карантинном фитосанитарном контроле (надзоре)»* установлены новые правила фитосанитарного контроля, которые начали действовать с 11.09.2020 г. (данный вид государственного надзора обеспечивает выявление вредных организмов в растениях, растительных товарах и иной подкарантинной продукции, а также в подкарантинных объектах – пп. 7 и 29 ст. 2 Федерального закона от 21.07.2014 г. № 206-ФЗ «О карантине растений»). Данный документ содержит несколько новаций.

Законодательное регулирование карантинного фитосанитарного надзора

Согласно ст. 7 Закона № 206-ФЗ от 21.07.2014 г., процедуру проведения фитосанитарных надзорных мероприятий определяет Правительство РФ и утверждает соответствующим постановлением Кабмин. Карантинный фитосанитарный контроль и надзор организуются в отношении продукции растительного происхождения, перемещаемой через границу РФ, чтобы пресечь проникновение в страну опасных сельскохозяйственных вредителей и возбудителей различных болезней. Государственный фитосанитарный контроль может проводиться в иных местах, где оборудованы карантинные пункты для растений, список которых утверждается Россельхознадзором. Также подкарантинная продукция проходит проверку при её обороте в России, в местах хранения и переработки.

Согласно новым правилам фитосанитарного контроля, при перемещении подкарантинной продукции растительного происхождения через российскую границу инспекторы Федеральной службы по фитосанитарному и ветеринарному надзору проверяют её вместе с работниками таможни (п. 3 Постановления Правительства РФ № 1304 от 29.08.2020 г.).

 

Государственный карантинный фитосанитарный контроль: что ещё изменилось?

В новых правилах карантинного фитосанитарного госнадзора введён принцип риск-ориентированного подхода к плановым проверкам субъектов контроля – предпринимателей и организаций. Их разделили на три категории, от принадлежности к которым зависит периодичность визитов инспекторов Россельхознадзора:

  • категория среднего риска – государственный фитосанитарный надзор в виде плановых проверок производится 1 раз в 4 года;
  • категория умеренного риска – надзор осуществляет проверку организации / ИП не чаще 1 раза в 5 лет;
  • категория низкого риска – плановый фитосанитарный контроль продукции и подкарантинных объектов (зданий, транспортных средств, земельных участков и т.п., которые могут стать источником заражения фитопродуктов) не проводится.

Основанием для внеплановой проверки служат индикаторы риска нарушения обязательных требований, утверждаемые Минсельхозом РФ. Помимо проверок, предусмотрено проведение профилактических мероприятий, а также плановых (рейдовых) осмотров и др.

Проводя карантинный фитосанитарный контроль (надзор) в виде проверок, Россельхознадзор вправе производить карантинное фитосанитарное обследование, осмотр, досмотр подкарантинной продукции растительного происхождения. Надзорный орган в своей деятельности может использовать такие инструменты, как, экспертиза, исследование, измерение, испытание проверяемой субстанции – в соответствии с нормами российского законодательства, регулирующего карантин растений.

В Приложении к Постановлению Правительства РФ № 1304 поясняются критерии отнесения субъекта проверки к той или иной категории. При градации учитывается тяжесть возможных негативных последствий, которые могут наступить в случае невыполнения организацией или ИП обязательных фитосанитарных требований. В частности, к категории среднего риска относятся предприниматели и юридические лица, выращивающие посадочный или семенной материал вне карантинной зоны. К категории умеренного риска относятся: юридические лица, индивидуальные предприниматели, использующие технологии, обеспечивающие лишение карантинных объектов жизнеспособности; а также организации, осуществляющие лабораторные исследования в области карантина растений.

Министерству сельского хозяйства Российской Федерации поручено в 6-месячный срок со дня вступления в силу Постановления № 1304 утвердить индикаторы риска нарушения обязательных требований при осуществлении Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора).

Второе нововведение – вступивший в силу с 1.11.2020 г. Федеральный закон № 247 от 31.07.2020 г. «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»** (далее – ФЗ-247), устанавливающий порядок введения новых обязательных требований в РФ. Он имеет ключевое значение в рамках механизма «регуляторной гильотины» и призван создать единообразные и понятные требования для ведения бизнеса.

Большинство положений ФЗ-247, заработали с 1.11.2020 г., отметим лишь некоторые из них – наиболее позитивные изменения.

С 1.02.2021 г., любые вводимые обязательные требования будут вступать в силу только в два срока, с 1 марта или с 1 сентября соответствующего года, но не ранее, чем по истечении 90 дней после дня опубликования (ч. 1, ст. 2, ФЗ-247). Теперь предпринимателям будет гораздо проще отслеживать постоянно меняющееся законодательство РФ в части введения новых обязательных требований, которые будут предметом новых проверок.

С 1.03.2021 г. вступят в силу нормы по созданию реестра обязательных требований, содержащего перечень обязательных требований, информацию об установивших их нормативно-правовых актах (далее – НПА), сроке их действия.

Также ФЗ-247 вводится интересная норма о том, что все новые, нормативные правовые акты с обязательными требованиями будут действовать не пожизненно или до их отмены, а максимум в течение 6-ти лет со дня вступления в силу (ч. 4, ст. 3, ФЗ-247). Исключение составят случаи, установленные федеральным законом или принятым согласно ему НПА Правительства.

Новый ФЗ-247 позволит бизнесу более адекватно реагировать на нововведения, более активно защищать свои права и наоборот серьезно осложнит жизнь федеральным органам исполнительной власти, строящим свои бизнес-проекты на близости к законодательной власти и правоохранительным органам.

Например, ч. 7, ст. 3 ФЗ-247, устанавливающая норму о том, что в случае противоречия норм обязательных требований, установленных НПА разной юридической силы, – подлежат применению нормы, установленные актами большей юридической силы.

Стоит отметить ожидаемую норму нового закона, она установлена ч. 8, ст. 3 ФЗ-247. Теперь при отмене (признании утратившим силу) НПА, которым установлено полномочие по принятию нормативного правового акта, содержащего обязательные требования, нормативные правовые акты, ранее изданные на основании отменённого (признанного утратившим силу) нормативного правового акта, не подлежат применению на территории Российской Федерации со дня отмены (признания утратившим силу) нормативного правового акта, которым было установлено полномочие по принятию данного акта.

Не применяются обязательные требования, содержащиеся в не опубликованных в установленном порядке нормативных правовых актах (ч. 3, ст. 8 ФЗ-247).

Очередным шагом, обеспечивающим большую прозрачность контроль-надзорным мероприятиям, в соответствии с ч. 2, ст. 10 ФЗ-247, стало создание в РФ «Реестра обязательных требований», который содержит перечень всех обязательных требований, информацию об установивших их нормативных правовых актах и сроке их действия. Проверять обязательные требования, не включённые в данный Реестр, федеральные органы исполнительной власти (далее – ФОИВ) будут теперь не вправе.

ФОИВ, осуществляющие полномочия по государственному контролю (надзору), обязаны руководствоваться официальными разъяснениями обязательных требований федеральных органов исполнительной власти, указанных в ч. 1 настоящей статьи. Деятельность лиц, обязанных соблюдать обязательные требования, и действия их работников, осуществляемых в соответствии с официальными разъяснениями обязательных требований, не может квалифицироваться, как нарушение обязательных требований (ч. 3, ст. 14).

Закон предусматривает признание утратившими силу и отмену до 1.01.2021 г. НПА Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, актов РСФСР и СССР, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении госконтроля или надзора. С 1.01.2021 г. при осуществлении государственного контроля (надзора) оценка соблюдения обязательных требований, вступивших в силу до 1.01.2020 г., будет недопустима, так же, как и привлечение к административной ответственности за их несоблюдение.

В Правительстве также озаботились чрезвычайной «плодовитостью» ФОИВ на новые НПА – когда взамен одного устранённого обязательного требования, появляются три новых. Для решения этой проблемы, вводятся две общественные процедуры: оценка регулирующего (ст. 11) и фактического (ст. 12) воздействия. На этом этапе бизнес, на равных правах с разработчиками, получил возможность обсуждения и критики проектов новых обязательных требований.

Оценка фактического воздействия нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, проводится в целях анализа обоснованности установленных обязательных требований, определения и оценки фактических последствий их установления, выявления избыточных условий, ограничений, запретов и обязанностей.

Поэтому теперь все проекты новых НПА будут обязательно проходить оценку регулирующего воздействия. А мы должны воспользоваться возможностью менять регуляторный климат в своих интересах. Ведь именно мы, а не надзорные органы держим на плечах экономику государства и наполняем бюджет своими налогами. Теперь за вами право решать, как будем жить мы и наши дети.

 

* http://docs.cntd.ru/document/565643341

** http://docs.cntd.ru/document/565414861