Россия,115093, Москва,
1-й Щипковский пер., 20.

+7 (495) 959-66-49 (редакция/бухгалтерия),
Эл. почта: khleb@khlebprod.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНО О ЗЕРНЕ, МУКЕ И ХЛЕБЕ

Image

Российский союз пекарей

История успеха рынка зерна России – история Российского Зернового Союза

 Продолжение серии статей, посвящённых 25-летию Российского Зернового Союза.

 Окончание. Начало в №11/2019 г.

В 2019 г. Российский Зерновой Союз отмечает 25‑летие со дня основания. За эти годы Союз стал крупнейшим отраслевым объединением в аграрном секторе экономики. История Союза – это история превращения России из крупнейшего мирового импортёра зерна в одну из ведущих зерновых держав мира; возрождения производства зерна России, обеспечившего высокие урожаи и уменьшение зависимости от природно-климатических условий; зернового бизнеса, который практически с нуля и без государственной поддержки обеспечил частные инвестиции и создал современную технологическую базу и логистическую инфраструктуру.

Во многом благодаря профессиональной и взвешенной позиции Союза и взаимодействия со странами-импортёрами, его члены и все игроки зернового рынка избежали колоссальных издержек и рисков, сохранили потенциал, обеспечили конкурентоспособность национального зернового бизнеса и создали устойчивую платформу для национального зернового сектора и АПК в целом, реализуя свой девиз «В интересах отрасли, во благо России!».

Экспорт зерна – история успеха

В перспективе Россия, при условии модернизации своего зернового хозяйства, имеет потенциальные возможности для увеличения как номинальных объёмов экспорта, так и доли в мировой торговле.

Однако экспорт зерна всегда проходил в сложных условиях, причём более значимыми оказались внутренние административные и таможенные барьеры. Перманентно возникали вопросы ограничения экспорта зерна, которые обычно обосновывались нуждами животноводства в дешёвом зерне, а в 2010 г. был введён полный запрет на экспорт зерна. Российский Зерновой Союз (далее – Союз) системно выступал против введения любых экспортных ограничений, но не по тому, что стремился сохранить доходы экспортёров, а осознавая, что высокие цены – благо для крестьян и стимул к развитию, и понимая неэффективность таких мер для развития. В качестве примера можно рассмотреть ситуацию после введения запрета на экспорт 2010 г. Запрет был тотальным, а результат? После краткосрочной стабилизации цены снова поползли вверх с динамикой, соответствующей ценам мирового рынка. Эффективность этих мер для животноводства можно проиллюстрировать тем, что уже после запрета животноводы получили дополнительные бюджетные деньги «для компенсации роста стоимости кормов». Произошло частичное замещение экспорта зерна экспортом муки и «дроблёнки», начался экспорт риса. Одновременно бизнес показал свою зрелость и ответственность. Перед запретом экспорта Россия выиграла несколько тендеров на поставку в Египет зерна пшеницы. В борьбе за репутацию страны экспортёры закупили дополнительные объёмы зерна в Казахстане по более высоким ценам, неся убытки, но исполнили обязательства.

Нужны ли были эти ограничения? Наверное, вопрос дискуссии. А за эмбарго бизнес расплачивался и после его отмены, импортёры, заявляя о недоверии к российским поставкам, требовали скидку за риски, что обошлось российским крестьянам в несколько сотен миллионов долларов.

Очередное введение пошлин на экспорт зерна пшеницы произошло с 1.07.2015 г. Союз занимает однозначную позицию о нецелесообразности и нерезультативности таких мер регулирования. По результатам активной работы с органами государственной власти, Правительство РФ обнулило экспортную пошлину на пшеницу и хотя при этом официальные лица заявляли, что принципиальной позицией является отказ от введения таких пошлин, нулевой уровень сохраняется и сейчас. Причём заявление, что «нулевая пошлина ни на что не влияет» представляется несостоятельным. Действующая формула расчёта пошлины ограничивает продажу наиболее дорогих сортов пшеницы, соответственно стимулы к её производству снижаются. Причём не в конкретном году, а на несколько лет вперёд. Севооборот рассчитан на 4–5 лет, т.е. это тот же бизнес-план долгосрочных инвестиций. Так что лозунг государства «Повышайте качество зерна!» вступает в полное противоречие с его же действиями.

Президент России В.В. Путин поставил задачу увеличения агропродовольственного экспорта к 2024 г. до $45 млрд. С нашей точки зрения, задача выполнима, но для этого необходимо не раздавать указания, кому и сколько экспортировать (всё равно экспортирует не регион, а конкретный субъект бизнеса), а создавать условия для эффективного экспорта.

Не будем останавливаться на инициативах Союза по этой проблематике, только отметим, что значительная часть их учтена в программах деятельности РЭЦ и в Национальном проекте «Экспорт продукции АПК». Однако отметим, что наше видение экспорта зерна в среднесрочной перспективе несколько отличается от официального и предполагает следующее.

Достичь указанных значений показателей вполне реально, но для этого необходимы определённые условия и принятие решения со стороны государственной власти. Невозможно вечно развиваться вопреки её действиям, хочется благодаря, а для этого следует предпринять следующие меры:

  • обеспечить снижение транзакционных издержек в вопросах снятия избыточных административных барьеров и снижения логистических затрат при экспорте зерновых культур;
  • в части снятия нерациональных административных издержек необходимо отказаться от применения механизма «плавающей» пошлины, которая наиболее негативно влияет на возможности производства и экспорта наиболее «дорогих» и маржинальных видов пшеницы, снижая стимулы к повышению её качества, так как это требует совершенствования технологий и соответственно инвестиций в производство, формируя риски и делая непредсказуемым прогнозы по их окупаемости, а также принуждения к получению сертификата качества зерна ФГБУ «Центр оценки качества зерна», который не является документом, необходимым при экспортных операциях, и лишь создает избыточную нагрузку на экспортёров;
  • в части снижения транспортно-логистических затрат необходимо комплексное решение ряда вопросов:
  • снижение железнодорожных тарифов в целях выравнивания конкурентных условий при перевозках зерна из отдалённых зон производства до портов и сухопутных погранпереходов. При этом должны обеспечиваться равные условия для перевозок до нескольких экспортных портов (например, из Сибири на Дальний Восток и порты Азово-Черноморского бассейна);
  • установление скидок на железнодорожные контейнерные перевозки зерна из районов Сибири и Южного Урала, аналогичные тарифам для перевозок со станции Ворсино;
  • развитие портовой перевалки, включая увеличение мощностей перевалки до 65–75 млн т/ год, хотя эти мощности будут избыточны. Мировая практика показывает, что именно это и является основным стимулом к снижению стоимости перевалки, которая в России существенно превышает мировой уровень;
  • модернизация речных перевалочных мощностей;
  • стимулирование частных инвестиций в формирование нового парка судов типа «река–море»;
  • нормативный отказ от возможных ограничений рейдовой перевалки зерна;
  • создание парка судов для перевозки зерна типа «река–море», плавающих под российским флагом, для возможности вывоза зерна по речным водным путям, в первую очередь по Волге и Дону;
  • формирование системы «зерновых хабов» в крупных зернопроизводящих регионах для обеспечения маршрутных перевозок зерна в экспортные, что позволяет сократить сроки оборачиваемости вагонов и экономит грузоотправителю до 20% стоимости перевозок. Внесение изменений в действующий План формирования грузовых поездов на железных дорогах ОАО «РЖД», предусматривает установку унифицированных норм веса (6 тыс. т) и длины для всех отправительских маршрутов не зависимо от рода груза и специфики точек погрузки/выгрузки, что не учитывает сложившейся специфики зернового рынка и особенностей зерновой инфраструктуры грузоотправителей. Создание «зерновых хабов» должно быть сопряжено с мерами по развитию хранения и подработки зерна в хозяйствах-производителях в зоне его действия;
  • создание «зерновых хабов» в странах-импортёрах, в первую очередь в Африке и Юго-Восточной Азии, для формирования и дальнейшего распределения ресурсов другим потребителям;
  • модернизация и расширение парков вагонов и автомобилей для перевозок зерна; организация перевозок зерна в контейнерах и выгрузка контейнеров непосредственно в суда при портах;
  • создание системы оперативного контроля качества зерна на основе единств измерений и использование приборов, включённых в единую сеть (разработка данного проекта ведётся РЗС).

В части формирования благоприятной среды для расширения экспорта зерна также необходимо:

  • полностью отказаться от любых таможенно-тарифных мер по ограничению экспорта, если реально возникнет и будет публично доказана угроза национальной продовольственной безопасности, то экспорт должен быть просто прекращён на определённое время;
  • отказаться от любых таможенных ограничений на ввоз оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности, если при реализации проекта будет обеспечено производство экспортно-ориентированной продукции;
  • ввести норму об оказании гуманитарной помощи и предоставлении государственных гарантий иностранным государствам на закупку исключительно переработанной сельскохозяйственной продукции;
  • установить оценку деятельности надзорных органов, торгпредств и др. по критерию расширения рынка сбыта для российской агропродовольственной продукции;
  • обеспечить рациональное расширение поставок продовольственных товаров по этапам, не допуская дискриминационных мер по отношению к экспорту сырья для их производства.

Вот примерная программа действий Союза на будущее!